Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Памятка при вычитке текста

Текст готов? Лежит и благоухает свежестью? Сыроват? Поправимо! Вперед за мной, комрады!

  • Проверяем, нет ли совершенно случайно измененных фразеологизмов, то есть устоявшихся выражений.
  • Например: «затачивать лясы» Нашли? Ужасно! Правим на «точить лясы».
  • Боремся с избитыми фразами или штампами. Или они с нами борются, как повезет…
  • Долой всех: «Жил тихой и спокойной жизнью»… «В молодости блистала красотой»!
  • Фу, как пыльно звучит, не находите?
  • Глоток свежего воздуха и продолжаем.
  • Убираем пауков-плеоназмов или экономим слова.
  • «Впервые познакомиться» Отгадайте какое слово лишнее? Правильно! Знакомиться во второй раз нельзя. А вам никогда не доводилось писать «свою автобиографию»? Серьезно? Разве автобиография бывает не своей?
  • Итак, «впервые» и «своя» скрылись за делитом, удалено. Для справки, плеоназмы – это лишние уточнения и …минуты ВРЕМЕНИ (шутку уловили?)
  • А есть еще такая штука как слова-паронимы, они разные по значению, но близкие по написанию. Проверяем всех: «адресантов и адресатов» «соседних и соседских» и двигаемся дальше.
  • Как же мы любим болеть вводными словами! Подчеркните в тексте «наверное», «видимо», «конечно» и пр.
  • Что, сбились со счета? Правим. А нужны они там вообще?
  • Однокоренные слова рядышком убивают всю гармонию текста. Пример из собственного рассказа:
  • «Ветер с яростным ПОРЫВОМ сил СРЫВАЛ листья». Дальше.
  • А с логикой у нас как?
  • «Жара и засуха вызывали дрожь в теле».
  • Это называется поповая логика, реникс, проще говоря, ЧЕПУХА
  • Нелепые синонимические словосочетания или «масло масляное» другими словами.
  • Нр, «активно-деятельный», «храбрый боец». Одна из частей уже имеет смысл, зачем повторяться? «Боец» уже по определению «храбрый»
  • Письменную речь отнюдь не украшает деревенский слэнг или просторечие.
  • «Его знают все собаки в городе»
  • Сражаемся со словами – канцеляритами, наказываем их ликвидацией:
  • «Как обстоит на счет вставления зубов моей матери?»
  • Стиль деловых бумаг. Но не рассказа.
  • А нужно ли использовать профессиональную лексику? Ну, если у вас получится также смешно, как тут: «Я встретился с молодой женщиной и подкатываю к ней с правого траверза» ))))
  • Тавтология. Кошмарное соседство.
  • «Рассказанное несказанно удивило»
  • «Следует отметить следующее». Учимся на моих ошибках!))
  • Слова-сорняки другого рода: «ну вообще», «вот так вот», «где-то», «как-то»…
  • Если они необходимы, то их должно быть очень мало!
  • И вот не надо, комрады, иностранных словечек в неожиданных местах:
    «Среди собравшихся превалировали представители молодежи»
  • Неблагозвучие:
    «ЗДесь ЗДание не СДано».
    Нашли?
  • Гиатус (или стыки гласных)
  • Ну, это кому совсем хочется образцового порядка:
    «машинА У Аэропорта»
  • А вот в поэзии гиатус ох как некрасив, глотается рифма!
  • А что с местоимениями? Проходимся пылесосом по всем мусорным «она» «он» «их» «его»…
  • Вычурная красивость или, проще говоря, не смешите нас!
  • « Молодой дояркой овладело неугасимое желание еще больше увеличить надой молока от своей черноокой красавицы буренки»
  • Сложные окончания, порой, требующие уединения со словарем:
  • « Лицо было покрыто вуалью» а не вуалем!
  • Авторское пренебрежение или про суффиксы –их(а) и –ш(а)
  • «Приходила ли врачиха осмотреть ребенка?» Думаем, а нужен ли тут сарказм?
  • Сокращение окончаний. Или правило для лентяев.
    «отряд солдат» или «отряд солдатОВ»
  • В наше время в грамматике победил вариант с нулевым окончанием – «отряд солдат». Помним об этом. И не заморачиваемся на дополнительные буквы)))
  • Аллегория, метафора должны быть умными.
  • Образец «Коварство – в образе змеи»
  • Шутка: «Снесла курочка деду яичко, начисто снесла»))))
  • Посмотрим ка, что у нас там через «и» соединяется? «Изобразительный и образный»? Одинаковые по сути слова. Убираем лишнее. Та же ситуация с глаголами и пр.
  • Частая ошибка или правило из одного примера:
  • «Прощаясь с друзьями, один сказал мне…» Неверно!
  • Следует писать так: «Когда я прощался с друзьями, один мне сказал…»
  • Ущербные предложения или ущербность нашего языка:
  • «Нарушающие должны платить штраф»
  • «Шел дождь и два студента» Без комментариев.
  • Не увлекайтесь закрученностью уточнений:
    «про дом племянника жены кучера брата доктора»
  • Не нашли? Ну, и Слава Богу!
  • А с падежами то порядок?
  • «Противник стрелял по нам или по нас?»
  • Правим, если есть «нам»
  • «Гусеницы» в тексте. Или одно подлежащее и несколько сказуемых.
  • Насекомые безжалостно уничтожаются.
  • И куда мы без частого «быть» «был»?! Напрочь …delete.
  • Подчеркиваем «банальные» прилагательные типа «хороший», «большой», «красивый»…лексика то богатая в русском языке, зачем пользоваться словарным запасом школьника, так ведь?)))
  • Смотрим глаголы. Все они должны быть в одном времени, времени повествования. Исправляем ошибки.
  • И последнее: дайте на вычитку знакомым! Мыло в глазах от пены текста имеет место быть))) Свежий взгляд никогда не помешает!

УДАЧИ!

Автор: Ларина Яна

Cреда обитания или как создать фантастический мир?

С чего начать? Я предлагаю постепенно идти от реалий больших к более мелким (по размеру, а не по значению). То есть сперва определить, что за мир вообще вы собираетесь создать? Это страна? Планета? Город? А может, целая вселенная? Кстати, неплохо было бы сразу определить, как ваш вымышленный мир будет взаимодействовать с миром реальным? Может быть, он будет абсолютно автономным, как допустим Средиземье Толкиена? Или герои будут периодически переходить туда-обратно как в Хрониках Нарнии  Льюиса? А может быть «ваш» мир будет лишь частью «нашего» как мир иных Лукьяненко?   В последнем случае атрибуты реального мира будут перемешиваться с фантастической атрибутикой. И здесь надо отдельно подумать о способе перехода между мирами. 

 

Больше всего хлопот создаёт мир автономный. Но его можно выстраивать по ходу дела, особенно если автор не собирается ограничиться одним произведением. То есть если действие вашего первого романа разворачивается в каком-то одном городе выдуманной страны, то в первую очередь работайте над описанием этого города. Но держите в голове и «общегосударственные» категории. К таким категориям можно отнести в первую очередь  климат, который оказывает влияние на моду, как по всей стране, так и в отдельно взятом городе. То есть если в городе морозы минус 30, например, и снегу по колено, а реки скованы льдом, то его жители просто вынуждены будут носить меха и сапоги. Или иметь особое устройство организма, позволяющее не ощущать холода, даже будучи без одежды. Климат совместно с ландшафтом влияет  на растительность, а также на птиц, животных и архитектуру. Понятно, что где-нибудь на теплом море, скорее всего, растут пальмы и кипарисы, чем берёзы и дубы. И дома там будут строить из ракушечника, например. А животные могут быть как всем известные гепарды с носорогами, так и фантастические. 

Последних  можно условно разделить на авторские и фольклорные (или мифологические), всякие там взрывастые драклы или гипогрифы (оба примера взяты из произведений Ролинг, первый авторский, второй – заимствован из мифологии). Мифические птицы и животные позволяют внести в книгу символический подтекст. Но тут надо быть осторожным и точно знать, что именно символизирует то или иное существо из мифов. И перво-наперво определить, а нужен ли вообще вам такой символ? Или вы вводите в повествование, скажем, дракона исключительно для красного словца? Воля ваша, конечно. Но не обижайтесь потом на читателей, которые вдруг расшифруют символы и обнаружат в тесте смысл, который вы и не планировали туда вкладывать.  Впрочем, создание или заимствование фантастических существ – это тема отдельной статьи. 

А сейчас возвращаемся к нашим баранам. То есть вымышленным реалиям. Вы уже продумали природные и климатические условия, и построили в городе некоторое количество домов. Теперь дома эти надо обставить. Из чего будет сделана мебель? Кухонная утварь? И прочие предметы быта, типа швабры, ковров или светильников? Кстати, а чем будут питаться городские жители и ваши персонажи в том числе?  Всё должно быть логично и обосновано, другой вопрос, что в каждом мире своя логика. И вот ещё что: когда будете продумывать предметы обстановки, постарайтесь учитывать род занятий жильцов, особенно это касается центральных персонажей. Если герой скажем бедный рыбак, то он, скорее всего, будет жить в какой-нибудь приземистой хибаре, где на стенах висят рыболовные снасти, а есть будет, разумеется, уху. 

 

Теперь несколько слов о политическом устройстве. Кто будет править вашей фантастической страной? Это особенно важно, если конфликт как-то связан с политикой. Но даже если нет, политический строй всё равно влияет на жизнь простых граждан, хотя бы на бытовом уровне. Так при рабовладельческом строе львиную долю хозяйственной работы выполняли рабы. При феодализме было принято устраивать рыцарские турниры.  Ну и так далее в зависимости от замысла автора.  Нередко действие романа в жанре фэнтази разворачивается в средневековом мире. В таком случае страной, как правило, управляет король. 

 

А ещё средневековый (да и не только средневековый) мир не может существовать без религии (если счесть атеизм религией, основанной на вере в отсутствие Бога). При монотеизме Бог один, как в христианстве, например, а при политеизме богов много, как было, например, у Древних греков. Любая религия предполагает историю сотворения мира, обряды и заповеди. 

 

Ну и, конечно же, всякое государство имеет валюту. Деньги могут быть бумажные и металлические. В фантастических мирах чаще встречаются монеты, причём крупные могут размениваться на мелкие. Иногда вместо денег используют различные предметы, шкурки животных, например. И у каждой валюты есть своё название. Кстати, в книгах, сюжет которых связан с путешествиями, невозможно обойтись без упоминаний названий улиц, рек, гор, гостиниц и других топонимов. В таком случае не помешает составить своеобразный путеводитель по вашему миру, в котором указать географические и топографические названия.   

В заключение ещё раз перечислю коротко, о чем надо подумать при создании своего мира.  

1. Климат;

2. Ландшафт;

3. Животные;

4. Растения;

5. Мода;

6. Архитектура;

7. Предметы быта;

8. Государственное устройство;

9. Религия;

10. Валюта;

11. Географические и топонимические  названия; 

При желании вы можете дополнить этот список. У кого-то может возникнуть вопрос: а что делать со всеми этими так тщательно продуманными реалиями? Во-первых, выписать каждый пункт на отдельный листок, чтобы использовать его потом вместо шпаргалки.  Во-вторых,не стоит перегружать текст множеством лишних подробностей. Используйте лишь то, что нужно для конкретного произведения. А остальное пригодится в следующий раз. Если уж упоминать какую-то деталь, то упоминание это должно иметь какой-то смысл, важный для развития сюжета. В общем,  как говорил классик, если в первом акте на стене висит ружьё, в последнем оно должно выстрелить. Если написано, что у героя сапоги из кожи винторогого дракона, это, по крайней мере, означает, что подобные драконы в стране водятся.  И может быть, по ходу действия герою придется столкнуться с этой крылатой, огнедышащей рептилией.  Или обувь обретёт какие-либо волшебные свойства. Впрочем, ход действия это опять-таки тема отдельной статьи. А эту я, пожалуй,  завершу. Но к теме моделирования миров ещё вернусь, если такая необходимость появится.  

© Шмакович Олеся. 

Резкость в портрете

Резкость в портрете — это один из определяющих факторов удачного снимка. Когда мы рассматриваем крупноплановый портрет, то глаза — это первое, на что обращает внимание взгляд. Поэтому крайне важно при съемке портрета фокусироваться на глаза, чтобы они получились резкими и привлекали к себе внимание зрителя. Ведь именно взгляд во многом может помочь в раскрытии характера персонажа.

Проверять резкость можно уже по ходу съемки, делая максимальное приближение картинки на дисплее фотокамеры. Многие современные фотографы ведут фотосъемку сразу с выводом картинки на монитор компьютера через специальный шнур, чтобы было удобнее оценивать резкость и общее качество фотографии.

Если существует проблема с боковыми точками фокусировки (бывает, что изображение в них получается менее резким), то одним из способов получения резкости глаз в портрете является фокусировка по центральной точке в видоискателе. Но не многим хочется компоновать взгляд по центру. Как сделать так, чтобы и фокус по центральной точке сохранить и композицию изменить? Очень просто. Фокусируемся на глазах по центральной точке в видоискателе, нажав наполовину кнопку спуска затвора, а затем в видоискателе компонуем изображение так, как нужно, после чего «досылаем» кнопку затвора. Вы увидите, что фокусировка осталась на том же месте, и смена композиции не повлияла на нее. Этот способ применим очень часто и называется фиксацией фокуса (focus lock). Единственный минус – этот способ не работает в режиме следящей фокусировки.

Если вы фотографируете портрет в 3/4, то следите за тем, чтобы в резкости находился ближний к камере глаз, а не дальний.

Будьте особо аккуратны с резкостью взгляда при съемке на открытых диафрагмах, поскольку риск промахнуться с фокусом на малой глубине резкости очень велик.

Конечно же, из правил существуют определенные исключения. Например, если в кадре хочется показать движение, то человека можно сделать смазанным.

Также, если вы используете согласно своей задумке, длинные выдержки при съемке портрета, то также можно получать интересные варианты фотографий. Но помните: при подобных съемках грань между браком и удачным художественным снимком очень тонка.

 

Автор этой статьи — профессиональный фотограф Александр Хохлов.