Статьи

Синопсис

Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект). Что такое конспект и как он пишется, думаю, сразу становится понятно всем, но всё же:

Синопсис – краткое изложение, ни больше ни меньше. Причем настолько краткое, насколько Вы сами пожелаете, можно две страницы, а можно и двадцать, только вопрос – когда и какой объем имеет смысл. Возьмём, как пример, три среднестатистических ситуации: 

1. Вы пишите синопсис, для того чтобы его читали все, кто ищет хороший сценарий. У Вас нет конкретной договоренности.

2. Вы пишите синопсис, направленный на определенную творческую группу (продюсера, режиссера и пр.), в принципе заинтересованных.

3. У Вас уже есть договоренность и вам надо как можно четче обрисовать будущий сценарий.

------------------------

1

В первом случае уместна максимальная краткость и ясность мысли. 1 – 2 страницы. Если вспомнить фильм «Звёздные войны» и текстовое вступление, предваряющее каждый эпизод, то примерно в таком стиле и должен быть написан этот синопсис: Нелёгкие времена наступили для Галактической Республики… и тд. и тп.

-------------------------

2

Когда Вы пишите синопсис, уже ориентируясь на кого-то, то лучше отойти от формы собирания всего в единую максимально краткую историю. Здесь будет уместнее написать поэпизодный синопсис. То есть составить список действующих лиц и расписать наиболее значимые эпизоды фильма. Возьмем примером фильм «Назад в будущее»:

Эпизод 1

Марти созванивается с Доком, договариваются о встрече у супермаркета. Марти опаздывает в школу. 

Эпизод 2

Встречается со своей девушкой, они идут на прослушивание его рок-группы. Прослушивание проходит неудачно, ему говорят, что в такой музыке не нуждаются.

Эпизод 3 

Ночью у супермаркета Док показывает Марти машину времени, они отправляют собаку в пробное путешествие на 1 минуту в будущее.

Эпизод 4 

В результате незапланированных событий Марти сам попадает в прошлое на 30 лет назад.

 

И далее по всему фильму. Примерно получится от 3 до 5 страниц. 

Самая большая прелесть этой схемы в том, что если у Вас уже есть сценарий и к нему нужен синопсис, то просто перерабатываете сценарий по этой схеме. А если наоборот сценария нет, а есть синопсис то этот «скелет» значительно упростит написание сценария в дальнейшем.

---------------------------

3

В случае если у Вас уже есть предварительная (или окончательная) договоренность, Вашей задачей становится обрисовать сценарий (фильм) максимально ярко, то есть не только, что будет происходить, но и как это будет происходить. И это тот случай, когда действительно можно и нужно написать развернутый синопсис до 20 страниц. В принципе он выглядит как предыдущий поэпизодный, но до определенного момента. Индиана Джонс и последний крестовый поход – наш пример. Сидит Автор и описывает один из финальных эпизодов, наверное, примерно так:

 

Эпизод №…

Инди находит указанное на карте место, но Донован стреляет в его отца и теперь жизнь 

Джонса старшего может спасти только Святой Грааль. 

 

Но это слишком сухо, слишком много домысливать, а вы хотите, чтобы продюсер (или режиссер) увидел сцену так же, как и Вы. И совершенно спокойно Вы переходите на сценарный язык:

ИНТ. ХРАМ

Донован вынимает пистолет.

 

ДОНОВАН

Грааль мой! И ты принесёшь его мне!

 

ИНДИ

Моя смерть не приведет тебя никуда!

 

ДОНОВАН

Знаешь что, доктор Джонс? А ты прав.

 

Донован переводит пистолет чуть в сторону и стреляет в ГЕНРИ. Пуля попадает ему под ребра.

 

ИНДИ

Отец!

 

ГЕНРИ

Младший!

 

ЭЛЬЗА

Нет!!

 

ДОНОВАН

(Эльзе)

Назад!

 

Генри падает. Кровь вытекает из раны. Броуди и Саллах подбегают к нему. 

---------------

 

Таким образом вы можете расписать наиболее яркие сцены, только не увлекайтесь. 

 

Стоит добавить, что иногда синопсис пишется авторами не для кого-то, а для самих себя, чтобы потом по этой схеме было проще писать сценарий. Так что можно посоветовать взять эту технику на вооружение начинающим, да и не только, авторам.

 

Не забывайте, что писать синопсис следует как самостоятельное литературное произведение, имеющее свою трехактную структуру, точно дозированными блоками предложений, с четко обозначенной трехактной структурой собственно сценария.

Автор должен писать так, чтобы читать это было интересно, и чтобы сам сценарий потом тоже с интересом читался. Ведь основная задача синопсиса, заявки, да и собственно сценария - заинтересовать продюсера, режиссера, да и просто читателя, т.е. нельзя подходить к этим вещам формально.

 

Три замечательных фильма, которые были использованы мной в качестве примера, были выбраны потому, что они известны, наверное, всем и читателю будет проще ориентироваться в знакомом материале. Пусть простят меня Лукас, Земекис и Спилберг.

 

Автор: Илья Куликов

Нет комментариев

Добавить комментарий